Статьи
Оценка стоимости бизнеса
Продажа готового бизнеса представляет собой достаточно непростой многоэтапный процесс, требующий определённых знаний, навыков и профессионального подхода. Как правило, первым и одним из главных этапов является оценка стоимости бизнеса. Дело в том, что продажа действующего бизнеса без предварительной оценки бизнеса сегодня невозможна, да и вряд ли кто-либо решится на такой необдуманный шаг. Потенциальные инвесторы тщательно обдумывают, присматриваются к тем или иным аспектам работы интересующей их компании, взвешивают все за и против. Именно оценка продаваемого бизнеса позволяет установить его реальную рыночную стоимость с обязательным учетом всех материальных и нематериальных активов. Естественно, перед выставлением бизнеса на продажу и началом переговоров с потенциальным покупателем, стоимость бизнеса уже должна быть определена.
В теории существует три подхода для проведения оценки бизнеса: доходный, затратный и сравнительный, но на практике в России чаще всего оценщиками используются только два: доходный и затратный. Некоторые покупатели пытаются оценку бизнеса провести самостоятельно, но для этого нужно обладать определенными знаниями. Ведь, инвестор, заинтересованный в покупке вашего бизнеса, потребует обосновать установленную цену продажи и попросит подробно изложить ваши доводы относительно именно такой стоимости бизнеса. Очевидно, что оценка бизнеса, проведенная продавцом самостоятельно, будет предвзятой, т.к. опираться она будет на те затраты, которые ранее понес продавец или продавец будет ориентироваться на конкретную сумму, которая нужна ему в момент продажи бизнеса.
В любом случае, сделка по продаже действующего бизнеса будет заключена лишь тогда, когда обе стороны в ходе переговоров придут к общему мнению относительно цены продаваемого бизнеса.
На определение стоимости продаваемого бизнеса влияют информационные данные, предоставленные в процессе проведения оценки. Как правило, в ходе оценки продаваемого бизнеса проводится тщательный анализ финансовой отчётности и прогнозов дальнейшего развития бизнеса. Кроме того, особое внимание уделяется и внешним источникам продаваемого бизнеса - в обязательном порядке учитываются экономические показатели аналогичного бизнеса, спрос и предложение, конкурентная среда и тенденции рынка.
Наиболее приемлемым вариантом будет пригласить опытного независимого оценщика, который при проведении оценки потребует от продавца предоставить необходимые данные в полном объеме, проверит их, учтет совокупность всех внешних и внутренних факторов, прямо и косвенно влияющих на стоимость предприятия.
В результате будет составлен объективный и достоверный отчет об оценке и определенная стоимость продаваемого бизнеса продемонстрирует реальную картину продавцу и покупателю готового бизнеса, которая позволит им в кратчайшие сроки прийти к компромиссу по согласованию условий предстоящей сделки.
Вернуться к списку статей
|