|
СтатьиСтоимость бизнесаНа сегодняшний день в условиях интенсификации всевозможных бизнес-процессов особую значимость приобретает объективная оценка стоимости бизнеса. В связи с тем, что каждый бизнес индивидуален, его стоимость может существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации. Стоимость бизнеса является объективным показателем его функционирования. Соответственно, оценка стоимости бизнеса подразумевает организационный, финансовый и технологический анализ текущей деятельности, а также выявление перспектив оцениваемого объекта. Оценка стоимости бизнеса, в первую очередь, важна для тех, кто планирует приобрести или продать налаженный бизнес. Впрочем, определение стоимости бизнеса необходимо и для расчета залоговой стоимости акций компании, грамотного составления бизнес-плана, принятия решений об инвестировании, а также определения эффективности управленческих решений. В процессе установления стоимости бизнеса, в первую очередь, определяется стоимость материальных и нематериальных активов компании: недвижимости, складских запасов, машин и оборудования, финансовых вложений и т.д. Далее проводится оценка эффективности деятельности компании, в том числе, прошлые, настоящие и будущие доходы. Кроме того, составляются прогнозы относительно перспектив развития, а также анализируется конкурентное окружение в данном сегменте рынка. После этого проводится обязательное сравнение оцениваемого объекта с компаниями-аналогами. В результате проведения комплексного анализа определяется реальная стоимость бизнеса как объекта, который может приносить прибыль. Как правило, для проведения оценки бизнеса специалисты используют три основных подхода: затратный, доходный и сравнительный. Первый подход подразумевает оценку стоимости бизнеса исходя из суммы всех его активов по остаточной стоимости. Получается, что затратный подход основывается на обычной мотивации и мнении покупателя, который не станет платить за предприятие больше, чем стоят его материальные и нематериальные активы. Второй подход основывается на расчёте предполагаемого дохода, который может принести компания в будущем. Можно сказать, что данный подход строится на прогнозах величины будущих доходов фирмы. Третий подход предусматривает оценку стоимости готового бизнеса «по аналогии». Данный подход основывается на установлении стоимости компании с учётом мнения рынка. Сравнительный подход можно использовать лишь в том случае, когда имеется доступ к разносторонней финансовой информации по оцениваемому объекту, а также предприятиям-аналогам, которые анализируются в процессе оценки. В нашей стране информация о стоимости проданных фирм, которые перешли в собственность частных инвесторов, как правило, является конфиденциальной. Из средств массовой информации, периодических изданий, Интернет-ресурсов можно узнать стоимость предприятий, которые выставлены на продажу. Однако, следует учитывать тот факт, что владельцы бизнеса склонны устанавливать слишком завышенные цены на свои компании, порой они превышают реальную стоимость в два-три раза. Такие расхождения в оценках могут быть связаны с отсутствием достоверной информации о состоянии рынка, либо с необходимостью срочно продать бизнес и другие причины.Причин может быть множество. Всё это очень усложняет процесс оценки стоимости бизнеса с использованием сравнительного подхода. В том случае, если объекты для сравнения отсутствуют, то и стоимость таким путём определить не удастся. Как правило, в процессе оценки стоимости готового бизнеса применяется комбинация из всех трёх подходов. Дело в том, что для получения наиболее объективного результата следует провести комплексное разностороннее исследование компании, которое основывается на одновременном применении затратного, доходного и сравнительного подходов к оценке, благодаря чему удастся определить средневзвешенное значение результатов по каждому подходу. Следует отметить, что процедуры оценки и результаты оценки по каждому отдельному подходу могут существенно отличаться, в зависимости от целей и задач. К примеру, если оценивается стоимость компании-банкрота, вес оценки, установленный посредством доходного подхода будет минимален, а вот наибольший вес будет иметь затратный подход. В том случае, если речь идёт об оценке стоимости пакета акций компании, которое на протяжении длительного периода котируется на бирже, наибольший вес будет иметь сравнительный подход. |
Поступившие заявки на продажу бизнеса
|
|||||||||||||||||
|